Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 556

Можно заметить, что вначале испытуемый выразил враждебность; 1) намекая, что он хотел изобразить человека в виде карикатуры; 2) игнорируя инструкцию нарисовать человека в полный рост, к тому времени, когда человек был наполовину закончен, он попытался дать понять, что продолжать не имеет никакого смысла, что можно расценить как неприятную шутку. В конце концов испытуемый нарисовал человека, находящегося в его гостиной, о котором почти наверняка можно сказать, что это автопортрет. Его предсказывающий комментарий «Поправляется» позже был клинически подтвержден.

Эти комментарии были сделаны в течение 50 минут, которые он потратил на изображение человека.

Возможно, динамика «отрыва карандаша» объясняется следующим образом. В то время, когда та часть личности, которая отвечает за защиту эго и подавляет вербализацию определенного материала, «отвлекается» на процесс рисования, ранее вытесненный материал может быть вербализован.

2) Уместность комментариев. По степени неуместности комментарии делятся на лишние, неуместные и странные.

Лишним спонтанным комментарием, например, считается словесное описание той детали, которая не требует определения: «Я хочу нарисовать на нем этот галстук». Подобные комментарии встречаются довольно часто и, возможно, выражают: (1) потребность в тщательном структурировании ситуации и, таким образом, представляют собой базовую незащищенность; (2) попытку ослабить напряжение ситуации тестирования посредством вербализации.

Неуместный комментарий — это комментарий, не имеющий ничего общего с выполняемым заданием, например: «Вы сказали, что это ваш первый день здесь?» (Относительно замечания исследователя, сделанного ранее при установлении контакта.) Тщательный анализ на вид неуместных замечаний может оказаться весьма стоящим; одна молодая женщина (диагн. психоневроз) заметила: «Я всегда рисую деревья одинаково». Замечание было сделано необычно резким тоном. В пост-рисуночной беседе исследователь задал уточняющие вопросы об этом замечании и услышал рассказ о ранее скрытом болезненном травматическом опыте, который испытуемая пережила несколько лет тому назад, находясь в художественной школе.