Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 583

IX. Комментарии

А. Рисуночная фаза. Дерево: Он заметил, после того как нарисовал ветви: «Мне больше интересны мертвые деревья, чем живые, это нормально?» (Р2. Он понимает болезненность своего интереса, который может свидетельствовать о наличии незначительных саморазрушительных тенденций.)

Человек: Прежде чем начать рисовать человека, он спросил: «Человека полностью? Он должен быть похож на настоящего человека или главное — просто нарисовать? У меня такой характер — я люблю подурачиться». Он продолжил эту реплику, сказав, что рисовал такого человека раньше много раз, но никогда не дорисовывал его ниже талии (нерешительность и сексуальный конфликт, Р2. Раньше он всегда избегал рисовать область таза, которая доставляла ему беспокойство).

Б. Пострисуночные комментарии. Дерево: (1) Н. сказал, что нарисованное им дерево кажется ему в большей степени женским,.чем мужским, и напоминает ему мать (фактически не существующую), она покинула семью, когда ему было 9 лет (потребность в материнской опеке, Р1); (2) сперва он сказал, что его дерево мертвое (сильное чувство неполноценности, сопровождающееся депрессией, Р2), но позже поправил себя, сказав, что оно живое, но больное и слабое (надежда на благоприятное будущее, Р1).

Человек: На вопрос «Как он себя чувствует?» К. Н. ответил: «Он должен чувствовать себя хорошо, так как мне кажется, что это беспечный человек» (неприятие своего нынешнего состояния, Р2).

X. Содержание

Дом: К. Н. нарисовал дом, в котором он и его брат провели самые неприятные дни раннего детства после того, как мать бросила их, а отец занялся поиском работы (резко отрицательная валентность, Р2).

Дерево: Это дерево находилось во дворе дома, с которым связан приятный опыт в его прошлом (желание вернуться к независимой, свободно-обязательной детской роли, Р1).

Человек: Карикатура на «Оскара», аптечного ковбоя: «Который под допингом» (эго-инфляция через обесценивание другой фигуры, Д1); (2) Оскар стоит на углу, наблюдая за проходящими мимо девушками: «У него только это в голове» (сексуальная неполноценность, Р2); (3) «Оскар такой же мечтатель, как и я. Я, стоя на углу, думал бы только о том, как там моя жена и что происходит дома» (тревожность, связанная с супружескими отношениями, Р1; фантазия как источник удовлетворения, Р1).