Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 585

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

I. Детали

Дом: (1) Дымоход — обязательная деталь — перерисовывался несколько раз в различных вариантах, но в заключение был стерт (сексуальный конфликт, Р3); (2) патоформное подкрепление линий периметра рисунка (испытуемой тяжело контролировать внутрисемейную ситуацию, Р2).


Дом

Человек: (1) Хотя человек нарисован анфас, причем в обнаженном виде, половые признаки отсутствуют (чувство беспомощности и беззащитности, Р2). (2) Явно патологическая последовательность изображения деталей: сначала она нарисовала ноги и ступни, затем — остальное тело и в последнюю очередь — черты лица (сильный телесный конфликт, заметное нежелание провести идентификацию, Р3). (3) Заметно чрезмерное акцентирование на линиях туловища, бедер и ног (испытуемая остро осознает плотские влечения, которые она с трудом сдерживает, Р2).

II. Пропорции

Дом: Имеет необычную диспропорциональность между размерами по вертикали и горизонтали в пользу последних (в психологической сфере испытуемой «дом» имеет большое временное значение; «дом» — это источник элементарного удовлетворения, Р1).

III. Перспектива

Дом: Нарисован только фасад дома (желание подавить выражение подлинного чувства, Р1).

Дерево: (1) Сдвинуто вправо, верхушка «срезана» краем листа (испытуемая стремится найти удовлетворение в будущем, в фантазиях, Р2); (2) Использование предварительного наброска привело к некоторой загрязненности рисунка (свидетельство неспособности испытуемой логически планировать свои действия, символизирует ее чувство дезорганизованности, Р2).

Человек: (1) Необычное положение ступней (испытуемая чувствует, что она должна проявлять сознательные усилия, чтобы «владеть собой», Р2).

Общее: (1) Все три рисунка «отцентрированы» по горизонтальной оси (общая ригидность и напряженность, Р2); (2) по вертикальной оси — расположены выше центра (осознание тщетности своих стремлений, Р2).