Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 41

Чем религиозная эклектика отличается от религиозного синтеза? Существует религиозная эклектика и существует межрелигиозный синтез. Они отличаются друг от друга. Однако иные узконаправленные апологеты или сознательно передергивают факты, смешивая их воедино, или, что чаще, сами не распознают эти два разных по сути явления.

Когда человек начинает соединять элементы разных религиозных систем, перед ним встают две возможности – получить эклектическую смесь разных элементов и пеструю доктрину, в котором эти элементы мало связаны, но лишь освещают какие-то различные аспекты духовной эволюции, причем в разных терминах и нередко с разных позиций. Или, наоборот, объединить совершенно разные на первый взгляд учения на основе их хотя и скрытого, но вполне реального внутреннего единства. Первая возможность – эклектика, вторая – синтез. Плоды первой – сохраняющаяся фрагментарность выхваченных элементов и невообразимая иной раз «окрошка» или «салат», малопригодный для полноценного усвоения другим человеком. Плоды второй – целостность воззрений, систематичность миропонимания, возможности глубинного практического освоения чужого и совершенствования личного религиозного опыта.

Иными словами, эклектика – некий суррогат, недозрелый плод или неквалифицированный результат межрелигиозного синтеза.

Это понятно, и вряд ли может вызывать у вас возражения. Важнее отметить другое – не всякий межрелигиозный синтез стоит считать отдельной новой религией. Это важно понять.

Тем более, что справедливость последнего утверждения основана на целом множестве аспектов.