Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 180

Эти перечисленные моменты просты и понятны. Но на практике многие моменты этики кажутся куда более сложными, а то и вовсе запутанными. И практически все устремленные испытывают немалые трудности, им просто приходится решать сложные проблемы осознанного выбора, проходить чрез сложности умственного порядка…

Тем более, что большинство морально-этических норм оказываются в известной степени относительными. Например, известны некоторые «дилеммы» типа: муж хочет купить в аптеке лекарство для умирающей жены, но аптекарь требует слишком много; его просят снизить цену, чтобы спасти человека, или дать лекарство в долг, но аптекарь отказывается это сделать; тогда муж взламывает ночью аптеку и крадет лекарство; имеет ли он право это сделать?

Как же тогда быть? Ведь у иных людей создается впечатление, что, в силу известной двойственности и ограниченности моральных норм, ученик может и не соблюдать их. При этом внутренняя чистота часто неправомерно ставится в противоречие с внешней безупречностью; и дескать самое главное, чтобы «сердце было чистым». По этому последнему поводу уместно будет напомнить один анекдот, поведанный как-то М. Айванховым в одной из своих бесед:

«Двое воров решили как-то ограбить церковь, вынести оттуда золотые украшения и ценные иконы. Однако, проникнув в церковь, они увидели, что ничего особенно ценного там и не было. Тогда они решили снять дорогую хрустальную люстру с потолка. Один из них встал на стол, но все-таки до потолка чуть-чуть было не дотянуться. Тогда он подложил под ноги толстую Библию, и стал снимать люстру с крюка…

– Ты что делаешь? – не выдержал второй грабитель. – Это же святотатство, вставать ногами на Библию!

– Ничего, – ответил первый вор. – Главное, чтобы сердце было чистое.»