Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 183

Кроме того, немалое число сложностей и умственных затруднений в поисках выходов из довольно сложных и неоднозначных жизненных ситуаций можно решить, если иметь осведомленность о древней системе кастовости общества, или системы варнашрама в санскритских терминах.

Древнее индийское общество делилось традиционно на четыре касты или группы, которые ставились в соответствие с четырьмя градациями или уровнями духовного развития людей и степени их самоосознанности. Какие это были касты?

Если не считать неприкасаемых как особой внеклассовой категории или отверженных в буквальном смысле этого слова, наинизший уровень личной продвинутости и осознанности признавался за шудрами, то есть «пролетариатом», слугами, наемными работниками. Их уровень развития был недалек от животных, они чаще всего были безграмотными; их собственность была минимальной, а в некоторых княжествах и областях им даже вообще запрещалось иметь деньги (основные тому причины – «все равно пропьют»). Шудры не допускались не только к чтению Писаний, им запрещалось повторять ведические стихи, даже изучать воинские или другие искусства…

Вторым снизу классом считались вайшьи – купцы, мелкие торговцы, фермеры-землевладельцы типа владельцев хуторов…

Третьими по значимости стояли кшатрии – воинское сословие. Их долг состоял в защите всего населения, от шудр до брахманов. Правящие династии поздних царств были из числа кшатриев, иными словами царями были особо значимые кшатрии.