Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 193

Пока же стоит, хотя бы как вывод, привести обобщающее высказывание по поводу каст Шри Сатья Саи:

«Существуют кодексы моральных предписаний для каст и четырех периодов жизни: ученика, домохозяина, отшельника и монаха (ашрама дхарма и варна дхарма). И они никоим образом не препятствуют сосредоточению на Боге, или очищению разума от зла, или поклонению Господу в каждом действии, слове и мысли. Различия пола, касты, положения или уклада жизни затрагивают лишь того, кто живет с сознанием, будто его тело – реально, и кто действует так, будто этот мир абсолютен и вечен…»
[Садхана – внутренний Путь, с. 10]

Однако, возвращаясь к рассмотрению сугубо этических проблем на пути к Освобождению, уже сейчас стоит упомянуть о ряде аспектов, которые явно выходят за пределы приведенных выше представлений о четырех кастах или варнах как уровнях или духовных сословиях.

Прежде всего, имеет смысл вспомнить о становящемся все более и более модным (в связи с распространением и популяризацией восточных философских учений) понятии китайского даосизма «недеяние». Что же такое недеяние? Ведь оно существует и в китайском буддизме, а также его отражения или отголоски можно найти и в других древних учениях…

Недеяние – это вовсе не прекращение активности в миру; это не ленивое времяпровождение, лежа на кушетке или в сидя где-нибудь в уединении собственного дачного участка. Это вовсе не оказ от активной жизненной позиции, как это нередко утверждают «ученые-востоковеды».