Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 195

Конечно, нет! Недеяние – это проявление принципа безупречности, причем более общего, если мы внимательно проанализируем проблему. Воин, исполняющий свой воинский долг, не требуя для себя ничего, не обуреваемый чувственными вожделениями и разными страстями безупречен. Если, находясь в «горячей точке» он не будет опираться на реакции органов чувств – его подстрелит какой-нибудь вражеский снайпер, или он может наступить на мину… Где кончается деятельность, основанная на реакциях органов чувств и начинается реализация дхармических качеств? – четкие границы провести здесь очень сложно.

Многие проповедники разного толка очень часто оперируют некими абстрактными человечками. Если мы вспомним французских материалистов 18-го века, утопических социалистов с их «когортами» и «фалангами» – все они оперировали именно абстрактными людьми, нарисованными на бумаге человечками. И все социальное зло начинается и происходит именно из-за попыток управлять людьми абстрактными, не живыми, но теоретическими.

Поэтому, говоря о дхармических обязанностях, мы должны понимать их не столько в абсолютно-абстрактном смысле, сколько как тенденции или отражения общих космических принципов. Отражение всегда несовершенно, отражение всегда несет в себе какой-то элемент искаженности. Проблема лишь в какой степени оно искажено…

И, хотя религия, как я уже говорил, – вовсе не морализм, значимость этического совершенства никто не станет отрицать. И основным понятием, которое примиряет противоположные полюса внешней активности и позволяет достичь очень тонких сбалансированных решений, будет здесь именно безупречность.