Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 327

Эта внутренняя сила интеграции или согласованности, называемая также Ахамкара, или «яйность», то есть чувство «я», всегда двойственна, если рассматривать всевозможные ее проявления на уровнях ниже Атмы, или подлинного нашего высшего-«Я». С одной стороны Ахамкара полезна, ибо сохраняет силу сцепленности и внутреннюю согласованность разных аспектов человеческой жизни, от физиологического здоровья хотя бы на уровнях инстинкт-рефлекс до куда более высоких моментов психической жизни. Если же разрушить Ахамкару или какой-то из ее важнейших аспектов-свойств, то высшее-«Я» лишится каких-то инструментов, органов или оболочек, а значит – и ее эволюция и поступательное эволюционное продвижение будут повреждены С другой стороны, та же Ахамкара вредна, ибо она привязывает практическое познание высших миров, ограничивает свойства Духа и уменьшает степени свободы последнего.

Плотное тело не случайно уподобляют иногда лодке, которая должна помочь переправиться к Брахману, или в Мир Бога. Если кто-то увлекся комфортом или удовольствиями такого плавания, забыв даже о маршруте и о конечных целях этого своего путешествия – это вовсе не значит, что надо разрушить лодку, разбить ее в щепки… Уничтожив «эго» в прямом, а не в переносном смысле, мы тем самым лишаем Монаду средств накопления опыта и возможностей духовной трансформации; разве такое возможно? разве такое целесообразно?

Поэтому все искусство духовной практики – в любых формах, традициях или школах развития – состоит в том, чтобы переработать Ахамкару низшую и перевести ее в Ахамкару высшую, то есть трансформировать «эго», переведя его в состав или качество высшего-«Я» или Атмы. Не разрушение «эго», но переработка «эго», не уничтожение интеллекта, но трансформация интеллекта… И т. д. и т. п. во всех частных аспектах и низших проявлениях.