Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 401

Итак, помимо четырех кастовых дхармических обязанностей, помимо высших этических качеств, согласно древнейшей ведической этике, существуют также четыре основные жизненных ценности:

– дхарма, то есть соблюдение установленных обществом обязанностей, для представителя данного сословия; соблюдение Законов Бога как изначальных космических принципов бытия;

– артха, то есть благосостояние, которое надлежит зарабатывать честным путем и использовать для благих целей; не деньги страшны, а власть денег над человеком; не деньги враг, но сам человек, неправильно используя деньги, порождает культивирует порок и последующие свои страдания;

– кама, то есть чувственное удовлетворение; поскольку никому и никогда не удавалось сразу прекратить деятельность чувств, следует всегда искать все более высоких и высоких типов наслаждений, когда наконец сознание утвердится в благости, и богослужение приносит высшую радость; страшны не столько чувства, сколько власть чувств над человеком;

– мокша, рассматриваемая как четвертая, или наивысшая ценность, есть Освобождение; достижение Мокши (Освобождения или Спасения) – высшая цель человеческой жизни.

Что касается первых трех ценностей, их практическая жизненная диалектика прекрасно отражена в следующих строках:

«Мудрый (человек), руководствуясь разумом, дабы возрастить (свое достояние), умело использует благоприятность времени и места, добрые знамения и (все четыре) средства по мере своих сил и возможностей. Действовать следует с полным усердием, а наставником (да будет) решимость, ибо из всех характеристик деяния решимость — наивысшая…