Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 417

Основным агентом или фактором для акармы являются молитва, медитативное духовное самоосознавание и подвижничество во славу Бога, производимое добровольно и в той или иной наиболее подходящей для нас форме. Интересно заметить, в связи с последним, что если для общего развития самыми наилучшими упражнениями справедливо считаются те, которые кажутся наименее интересными, а потому и наиболее трудными, то в деле Освобождения как финального этапа духовного развития наиболее предпочтительной оказывается как раз наоборот – линия наименьшего сопротивления или наименьших усилий. Иными словами, служить Богу надо в той форме и только в той, к которой вас предрасполагают ваши конкретные индивидуальные особенности. А, следовательно, в этом подвижническом труде надо всемерно использовать все ваши знания, все ваши природные и индивидуальные склонности. Тогда вы сумеете извлечь пользу даже из негативной Карма…

Последнее, конечно, не исключает целесообразности и полезности участия в групповом служении. Но о формах служения Богу мы еще будем отдельно говорить ниже.

Что же касается концепций греховности – она напрямую связана с понятием «викарма». Заметьте, что до сих пор мы употребляли слово «грех» чаще всего просто в кавычках. Это было сделано потому, что эзотерические концепции нередко различаются с вульгарными трактовками современных религий и в особенности – сугубо мирским пониманием «греха» как чисто религиозного понятия. На самом деле, все обстоит гораздо сложнее, и я неслучайно привел выше несколько страниц подробных выписок из Араньякапарвы. Ибо существуют определенные соотношения или некие «наборы соответствий» между дхармой, Кармой и четырьмя ценностями человеческой жизни (мокши, дхармы, артхи и камы).