Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 459

Этот процесс освобождения ума, начиная с элементарной задачи просто научить ум действовать вне зависимости от грубых чувственных органов, происходит постепенно. Да и сами способности к служению тоже нарабатываются, причем, что самое важное, – служение развивается в процессе самого служения. Об этом неоднократно утверждается и в Бхагавата-пуране.

«По мере того, как ум будет одухотворяться, следует постепенно отвлекать его от чувственной деятельности и поставить грубые чувства под контроль разума. Так поглощенный материальной деятельностью ум можно занять преданным служением Личности Бога и наполнить его трансцендентным сознанием.» – Шримад Бхагаватам 2:1:18

Это отвлечение ума от чувств позволяет не только развить активное служение в форме сэвы, или бескорыстного служения какими-то полезными для всех делами, но также и достичь неведомых ранее высот йогического созерцания:

«Муни удерживал от материальной деятельности органы чувств, дыхание, интеллект и разум буддхи и пребывал в трансе вне трех [состояний: бодрствования, сна и бессознательного состояния], достигнув трансцендентного положения, качественно равного положению Высшего Абсолюта.» – Шримад Бхагаватам 1:18:26

Как было также ясно и из предыдущих разделов, одной из важнейших целей духовных практик является наработка занимающимися высших личностных качеств, то есть брахманических высших духовных свойств. Иначе, какой смысл что-либо практиковать?