Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 508

Хотя в самом оригинальном тексте Пураны эти формы конкретно не называются, о них упоминается, и их приводит Свами Бхактиведанта в комментариях, называя их пятью уровнями.

Действительно, есть основания предполагать, что самая простая или «низшая» форма Освобождения – это беспрепятственное общение с Богом. Она, к тому же, не требует физической смерти. Обладание всеми богатствами Господа – она, скорее всего, уже предполагает определенные сиддхи, или совершенства. И, как и третья форма Освобождения – обладание телом, подобному трансцендентному телу Шри Кришны – тоже не обязательно подразумевает посмертное отторжение Плотного тела. Что же касается салокйи и сайуджьи – то они уже не совместны ни с каким земным телесным воплощенным состоянием. Это понятно любому.

Почему об этих формах Освобождения зашел разговор в данном разделе, не раньше и не позже? – потому что реализовать их можно только в результате процессов преданного служения. Особенно что касается трех форм, которые в принципе возможны в данном телесном воплощении, то есть фактически на уровнях дживан-мукти, то есть «освобождении-при-жизни».

Эти данные, стоит подчеркнуть, имеются в учении индийских вайшнавов, и об дживан-мукти также нередко упоминает и Шри Сатья Саи Баба, приводя немало примеров из довольно богатой подобными случаями религиозной истории Индии.

В то же время, стоит заметить, что важна не форма Освобождения, соответственно той ли иной теоретической классификации, но конкретный реальный результат. Поэтому выше приведены положения, позволяющие прояснить основные моменты, избавить читателей от возможных тех или иных умственных затруднений и расширить осведомленность. Не более того. Освобождение достигается конкретной реальной практикой, и только ей.