Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 511

Что, собственно говоря, подтверждается в той же Бхагавад-Гите чуть ниже, в 3-ей главе:

«37. Это вожделение, рожденное гуной страсти и переходящее в гнев, всепожирающее, всегреховное. Знай, это и есть враг здесь.

38. Как огонь покрыт дымом, как зеркало пылью, как зародыш оболочкой, так и сознание покрыто вожделением.

39. О сын Кунти, знание сокрыто этим вечным врагом мудрого – вожделением, ненасытным, как огонь.

40. Чувства, ум и разум называются его пристанищем; через них, сокрыв знание, оно вводит воплощенного в заблуждение.

41. Поэтому, о лучший из Бхарат, вначале обуздав чувства, порази эту скверну, разрушителя знания и самосознания.

42. Говорится, что чувства выше объектов, разум выше ума, а Он (дух) выше разума.»

Заметьте, что в Гите дается не только правильный подход к контролю низших страстей как следствий не проработанных и бесконтрольных желаний, но еще и указывается сама основа, базисный фундамент для подобного совершенствования – качества Атмы (Духа, или Искры Божьей в человеке).

Итак, что конкретно можно увидеть в приведенных цитатах из Гиты? – конкретную многоступенчатую схему обуздания негативных эмоций:

1) изучить эффекты воздействия объектов внешнего мира на органы чувств; это изучение – первый шаг к реальному духовному распознаванию;

2) постепенно научиться отводить чувственные органы от объектов внешнего мира, т. е. как бы «отсоединяться» от внешних объектов. Это становится возможным по мере освоения только что упомянутой первой стадии чувственного контроля;

3) научиться достигать полного бесстрастия и невозмутимости ума за счет совершенного контроля чувственных органов и детального знания всех звеньев психологических перцептивных механизмов.