Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 517

Препятствие IV. Беспечность.

Рассматриваемую предрасположенность ума некоторые переводят как «легкомыслие». В действительности это та изменчивая ментальная предрасположенность, которая делает однонаправленность и внимание очень трудно достижимыми. Буквально, это мыслеформообразующая склонность вещества ума, также описываемая как «склонность ума порхать от одного объекта к другому» (См.: Книга III, Сутра 11.).

Препятствие V. Лень.

Все комментаторы согласны с таким переводом, употребляя термины медлительность, вялость или леность. Она относится не столько к ментальной инертности (так как последняя может сопровождаться острым ментальным восприятием), сколько к инертности всего низшего человека, мешающей ему достигать интеллектуального распознавания и внутреннего устремления. Стремящемуся сказано, что он должен делать, «средства Йоги» стали понятны ему. Он уловил проблеск идеала и осведомлен о препятствиях; чисто теоретически он знает, какие шаги он должен предпринять, но его активность не соответствует его знанию. Между его устремлением и поступками имеется несоответствие. Хотя он жаждет достичь и знать, ему слишком трудно выполнить условия. Его воля еще недостаточно сильна, чтобы заставить его двигаться вперед. Он позволяет времени пролетать и ничего не делает.

Препятствие VI. Отсутствие бесстрастия.

Некоторыми этот термин удачно переводится как «пристрастие к объектам.» Это желание удовлетворить материальные и чувственные запросы. Это любовь к чувственно воспринимаемому и влечение ко всему, что снова и снова приводит человека обратно, в условия физического плана существования. Ученик должен культивировать «бесстрастие», то есть занимать такую позицию, при которой он никогда не отождествляет себя с того или иного рода формами, но всегда отрешен и стоит в стороне, свободный от ограничений, налагаемых обладанием и принадлежностью. Об этом говорится во многих местах в различных Сутрах, и нет нужды более об этом распространяться.