Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 577

«Даосы заметили, что взаимодействия инь и ян универсальным образом следуют пяти основным схемам, которые они называют «Пятью энергетическими процессами» (или «Пятью фазами», или «Пятью силами»)... Огонь представляет собой подъем энергии; вода — опускание энергии; дерево — распространение энергии вширь; металл — «отвердение» энергии; земля — не изменяющаяся, или центрированная энергия…

Эти пять элементарных процессов — проявления энергии, которые можно наблюдать в природе и во всей вселенной. В космическом пространстве они управляют движением всех планет и звезд и всеми космическими явлениями. В природе они содействуют взаимодействиям пяти физических элементов (огня, воды, дерева, металла и земли). Внутри человеческого тела они оказывают влияние на пять основных внутренних органов — сердце, почки, печень, легкие и селезенку.»
[см. Мантэк Чиа и Мэнниван Чиа. Пробуждение целительного света Дао, кн. 1. Киев, София, 1995, с.35-36]

Что касается Пяти стихий, важно будет сделать два ценных замечания, которые будут в должной мере оценены более подготовленными читателями.

Во-первых, много путаницы и недоумения будет сразу устранено, если понять, что индийские Пять стихий, или панчабхута – Акаша (Эфир), Вайю (Воздух), Агни, или Теджас (Огонь), Апас (Вода) и Притхиви (Земля), взятые в их космогенетическом смысле согласно Пуранам – и китайские элементы, или у-син (Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода) суть разные субстанции. Первые первичны, тогда как вторые представляют собой комбинации первичных стихий. Еще больше последнее относится к концепции трех Дош, или телесных конституций Аюрведы и Тибетской медицины: здесь сочетания уже не вторичные, а даже третичные (между этими двумя системами, правда, сходства куда больше).