Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 587

2.3. Общие свойства Освобождения как интеграции

Слияние с Богом как «растворение в Брахмане» или же вечное служение освобожденных душ в духовном мире? – эти две концепции уже несколько сотен лет противопоставляются друг другу в индийской ортодоксии. Первый вариант приписывается Шанкаре, второй муссируется постоянно на духовных лекциях кришнаитов, как якобы полностью противоположный взглядам Шанкара-ачарии.

Эти две казалось бы противоположные точки зрения на самом деле верны одновременно. И будут неверными, если рассматриваются по отдельности, как взаимоисключающие. Все зависит от того, какой именно акцент ставится при анализе. И как происходит синтез…

Проще будет, наверное, объяснить неправомерность каждого из крайних вариантов, взятых в отдельности. Во-первых, что касается растворения в Брахмане (в Духа Святом, если перевести Брахман в православные термины), то ни о каком механическом растворении и речи быть не может. Нельзя переносить механические физические явления автоматически на духовные уровни. Подобия низшего высшему все же есть подобия, а не прямые аналогии. Что касается вечного преданного служения, то и эта модель обусловлена ничем иным, как привязанностью сознания Свами Бхактиведанты и других патриархов гаудийа-вайшнавской традиции к физической форме человеческого тела. Но тот факт, что столь горячо любимые нами формы человеческого тела не сохраняются уже на сравнительно грубых уровнях Астрального и Ментального плана – это вам может подтвердить любой квалифицированный ясновидящий. Если понимать под вечным служением пребывание в Эфирном дубле, то какое же это Освобождение? Как вы «протащите» свой горячо любимый Эфирный дубль в тонкие духовные миры? А воссоздавать в духовном мире вне материальной вселенной новый экземпляр подобия Эфирного дубля – какой же в этом имеется смысл?