Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 638

Если такие ситуации, которые влекут возникновение спонтанного озарения, не были подготовлены определенным физическим и психологическим развитием человека, то наиболее вероятное их завершение – психическое расстройство. Об этом свидетельствуют многочисленные данные психиатрической практики.

Другое дело, если человек сознательно тренирует себя в том направлении, чтобы испытывать состояния психического транса регулярно. Этот путь подразумевается и реализуется йогой. «Йога есть Самадхи», – гласит известный афоризм, приписываемый Махариши Вьясе (легендарному автору книг «Махабхараты»).

На самом деле, в более общем виде, стоит привести несколько определений, принадлежащий Шри Сатья Саи:

«Когда игнорируется Форма и воспринимается только Значение, – это называется Самадхи. Таково мнение Патанджали. Это можно также объяснить несколько иначе. Когда человек, занятый дхьяной, забывает и себя и тот факт, что он занят дхьяной, тогда дхьяна превращается в самадхи. То есть, когда он погружен в то, на что медитирует, он входит в состояние, называемое самадхи. Дхьяна осуществляется и получает завершение в самадхи. Для медитации (дхъяны) характерно стремление, усилие, но самадхи приходит без усилий. Это кульминация восьмеричной дисциплины, аштанги.

Когда человек познает, что нет ни малейшего различия между воплощенной душой (дживой) и Божественным Духом (Атмой), что они - одно и то же, то это - высшее самадхи. Это - плод самой зрелой медитации, кульминационный момент всей йоги, разрушение всего неведения (аджнаны), знак Милости Бога. Непрерывная жажда познания Атмана во всем, достойна похвалы и приветствия, ибо таков путь, на котором могут быть развеяны все сомнения…