Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 639

Самадхи подобна океану, к которому течет и устремляется вся садхана. Семь потоков – яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана и дхьяна – находят в нем свое завершение. В том океане растворяется малейший след имени и формы. Тот, кто служит и Тот, кто принимает служение, тот, кто медитирует и Тот, на кого медитируют, – вся подобная двойственность рассеивается и исчезает. Человек даже не воспринимает свой опыт как опыт, то есть не осознает себя воспринимающим что-то внешнее или внутреннее. Существует только он сам, и ничего больше – вот что такое самадхи. Если есть что-либо еще, кроме самоосознания, это уже не Самадхи. Это, в лучшем случае, нечто подобное сну, фантазии, скоротечному видению. В Самадхи же не допускается ничего иного, помимо Брахмана…

Самадхи означает уравновешенный и безмятежный интеллект. Когда присутствует Единое, разве может возникнуть хоть какая-нибудь мысль? Это и есть Самадхи, Бытие, Сознание и Блаженство.»

Самадхи – естественный и закономерный результат правильной медитации (Дхьяны). В Йога-сутрах Патанджали можно найти много отрывков, в которых описываются или раскрывается смысл Самадхи. Так, например, читаем (10:3:2-3): «Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна (медитация). Когда оно, отвергая все образы, отражает только их внутренний смысл, это Самадхи.»