Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 643

Этим двум названным состояниям соответствуют такие понятия, как Самадхи-с-семенем и Самадхи-без-семени. Последнее состояние считается высшим. Конечная стадия Асампраджнята-самадхи иногда называется Дхармамегха-самадхи (Дхармамегха - букв. «облако добродетели»), потому что она указывает йогинам на блаженство самопознания и полное отсутствие нечистых устремлений.

Однако, наиболее простым и адекватным я считаю несколько иное подразделение Самадхи – на Савикальпа-самадхи и Нирвикальпа-самадхи. В первая категория переводится как «Самадхи-с-формой», и йог, находящийся в этом состоянии не теряет ощущения своего индивидуального «Я». Самапражднята-самадхи и Савикальпа-самадхи фактически есть одно и то же.

В Нирвикальпа-самадхи, или «Самадхи-без-формы» ощущение своего тела и своего обособленного «Я» исчезает вообще. Человек просто сливается сознанием с Вечностью, из поля сознания исчезают не только внешние объекты, но и своей индивидуальности как отделенного живого существа. Ощущение себя сохраняется, и в то же время оно отсутствует. Как передать это в терминах земной речи? – Это просто невозможно.

Йогин, погруженный в глубокие формы Нирвикальпа-самадхи, вообще похож на труп: тело холодное, окоченевшее, лишь макушка теплая. Если человек пробудет в этом состоянии больше 21 дня, то его уход с земного плана окончателен, и это означает одновременно физическую смерть…

Йогин, достигший состояния глубокого Самадхи, избавляется от всех мыслей, — поэтому отсутствует и ощутимое дыхание. В первое мгновение Просветления происходит трансформация обычного сознания, и таким же кардинальным образом изменяется состояние внутренних энергетических токов (Праны-Ци).