Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 645

Санскритское «кайвалья», рассматриваемое в Йога-сутрах Патанджали в качестве общей цели разнообразных йогических практик, – это состояние не «изолированной обособленности», как этот термин часто неверно переводят, но наоборот – не зависимого от материальных факторов единства (с Богом). Впрочем, нужно самому быть йогом высокого уровня, чтобы действительно без ошибок переводить трактаты, подобные Йога-сутрам Патанджали. Часто ли можно найти таких переводчиков?

«Успех достигается быстро при наивысшей энергии. Они {Самадхи} затем различны в зависимости от употребленных средств: легких, средних или высших. Или преданностью Ишваре,» - указывает далее Патанджали в Йога-сутрах (10:1:21-23]. Из этих положений ясно, что к достижению состояния Самадхи ведут разные пути, но в любом случае, чем сильнее намерение йогина, чем больше устремленность занимающегося, тем более сильным является проявление Самадхи. Кроме того, разный характер и направленность медитации ведут и к различному характеру проявления этого высшего состояния.

Приведенные выше деления и классификации, конечно, не исчерпывают всего многообразия форм и уровней Самадхи. Эти подразделения полезны и нужны по многим причинам, прежде всего – как своеобразные ориентиры или обозначающие вехи.

В более общем виде, следует сказать, что форм и ступеней Самадхи столько, сколько ступеней сознания и циклов духовного совершенствования. При этом Степень получаемого озарения всегда отвечает нашим духовным накоплениям и действительным (а не воображаемым) результатам проникновения в Бога, а также – прямым следствием духовных упражнений. Отсюда должно быть ясно все разнообразие в глубине этих прозрений.