Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 671

Поэтому, расширим сделанные ранее воззрения о трех основных группах энергий Верховного Божества, на основе учения гаудийа-вайшнавской сампрадайи, т.е. школы, основанной на парампаре (цепи ученической преемственности) от Брахмы [289;288;241].

Верховная Божественная Личность обладает бесчисленным множеством энергий, которые могут быть объединены в три большие группы: СВАРУПА-ШАКТИ (внутренняя энергия), ДЖИВА-ШАКТИ (пограничная, или промежуточная энергия) и МАЙА-ШАКТИ (внешняя энергия). СВАРУПА-ШАКТИ, или же - АНТАРАНГА-ШАКТИ, вечно присутствует в Верховном Божестве, и она наиболее тесно связана с трансцендентными играми (лилами) Господа. Она имеет три аспекта: сандхини, самвит и хладини, которые связаны соответственно с триединством Божественных атрибутов - САТ-ЧИТ-АНАНДОЙ. САТ - это Истина, вечность и трансцендентное бытие; ЧИТ - Абсолютный Разум, Высшее сознание и всеведение; АНАНДА - высшее наслаждение, Абсолютное Блаженство. С помощью сандхини Верховный господь поддерживает Свое существование, с помощью самвит Он познает и помогает познавать другим, а с помощью хладини он наслаждается и дает наслаждаться блаженством. Их соединение в обобщенном виде называется ШУДДХА-САТТВА (чистое существование), которое не соприкасается и не имеет ничего общего с материальной Природой. Шуддха-саттва не соприкасается с Вселенской Иллюзией (Майей).

Джива-шакти, или Татастха-шакти (промежуточная энергия Верховного Господа) проявляется как живые существа, от миниатюрных невидимых сущностей до людей и полубогов.