Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 673

Верховная Личность Бога сначала проявляет Себя как свайам-рупа, или Его личная форма. Затем Господь подразделяет Себя на различные тадекатма-рупы, которые похожи на первую, но имеют некоторые отличия в строении трансцендентных тел. Тадекатма-рупа подразделяются на две категории проявления: личную экспансию (свамша) и игровые экспансии (виласа). Третья форма проявления - авеша-рупа - реализуется при наделении Верховным Божеством какого-то живого существа полномочиями представлять его в каких-то функциях и задачах.

Личная форма Господа, далее, может быть подразделена на собственно свайам-рупу (игровая форма, в которой Он постоянно остается в Небесном Вриндаване, вместе с его обитателями) и свайам-пракашу. Игровые формы - виласа-рупа - происходят оттого, что Господь Сам думает о Себе как о том или ином существе, например, сыне Васудэвы, как о пастушке, и т.д. Сюда же относятся четырехрукие формы (чатур-вйуха), которые никогда не покидают Духовного Неба, находясь всегда за пределами материальных вселенных. Они размножаются Господом по мере непостижимых на то причин за счет йога-майи, т.е. внутренней силы Бога, действующей в Голока-дхаме.

В космическом проявлении Бога 3/4 объема занято Духовным Небом (т.е. Царствием небесным в полном смысле этого слова!) и лишь 1/4 Космоса - это множество материальных вселенных, как бы «плавающих» в высшем Причинном Океане Духовного Неба. В последнем есть также многочисленные духовные планеты (Вайкунтхи), каждой из которых управляет, как «куратор», какая-то экспансия Божества. Двадцать четыре из виласа-форм - Васудэва, Санкаршана, Прадйумна, Ани-руддха, и др. - считаются основными. Сообщается [289], что есть еще две категории-группы форм свамши: тип Санкаршаны и тип инкарнаций, из которых первый дает начало пуруша-Аватарам, а другой - лила-Аватарам. Кроме того из формы Васудэвы проявляются еще три экспансии - Кешава, Нарайана и Мадхава; из Санкаршаны - Говинда, Вишну, Шри Мадхусудана; из Прадйумны - Тривикрама, Вамана и Шридхара; из Ани-руддхи - Хришикеша, Падманабха и Дамодара.