Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 713

В третьих, учение Рерихов враждебно относится ко всем йогам, ругая их за механистичность и «уродливость»: как же тогда можно их объединять?

Кто может купиться на учение Живой Этики? – лишь недалекие в духовном отношении люди, особенно в России, где когда-то марксизм-ленинизм пустил крепкие корни в общественном сознании. Душевная страна и духовная страна – это две большие разницы. Духовная страна – такая страна, в которой почитают Бога и соблюдают заповеди Бога: не укради, не убий, не прелюбойдействуй… Соответствует ли этим критериям современная Россия?

В то же время, нельзя не признать, что для очень многих людей именно рериховская «Агни-йога» стала своего рода мостом через пропасть между материалистическим и религиозным миропониманием. И что в высокопарной демагогии рериховских лозунгов есть немало ценных проблесков Истины, воистину правильных утверждений и положений духовной науки.

Что же касается попыток породнить учение Рерихов с учением Е. П. Блаватской – они неправомерны. По многим обстоятельствам. Во-первых, уровень «Тайной Доктрины» ЕПБ несопоставимо качественно более высокий, нежели словесное блуждание медиумических посланий Е. Рерих вокруг да около, и учение ЕПБ куда более конкретно. Что же касается отдельных некоторых ошибок, содержащихся в «Тайной Доктрине» ЕПБ, то масштаб столь колоссального труда таков, что полное отсутствие погрешностей было бы больше удивительно, чем вероятно для 1890 года. К тому же, немало неточностей закралось в опубликованный текст из-за огромных трудностей в редактировании и собирании листков, написанных безо всякой нумерации… Если Е. И. Рерих, при всех своих высоких душевных качествах и большой самоотверженности, просто оказалась обманутой духами, выдававшими себя за Учителей, то путь ЕПБ был заметно иным. Вы сами можете заметить, как резкий сарказм и иронические выпады в адрес традиционных религий, прежде всего – по отношении к католичеству, сменяются со временем благоговейным трепетом перед Богом, пусть даже и называется Он у ЕПБ не Богом, но Парабрахманом. И критика антропоморфного Божества, столь обильная у ЕПБ, если задуматься, вовсе не отрицает личностных качеств Господа. Ведь личностный Господь вовсе не обязательно должен быть сходен с личностью человеческого существа как одного из разряда космических существ…