Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 824

В полной мере охватить сознанием все эти ограничения может лишь затворник, изолировавшийся от общества, или же можно сказать, что эти ограничения снимаются полностью при чистом преданном служении.

Наоборот, ориентация незрелого ума исключительно в сторону все больших и больших наслаждений еще более усиливает эти зависимости и ограничения всех групп и порядков, вуалирует их за внешней мишурой.

Социальные ограничения – их также следует осознавать во всех деталях. Об экологии больших городов я специально говорить не буду. Отмечу лишь большие сомнения о том, что спасти природу могут те научные сотрудники, которые так долго ее загрязняли. Но даже в таком случае, разделить весь интеллектуальный потенциал на две категории – половина будет разрабатывать новые «чудеса» науки и техники, а вторая половина уничтожать отходы от первой – разве это не будет смехотворным достижением? Разве не показывают обезображенные участки земной поверхности саму порочность сугубо технократического подхода к жизни планеты в целом и по существу?

*** В то же время, следует отдавать отчет, что Свобода в человеческом понимании всегда будет субъективным понятием, а потому никогда не имеет и не может иметь абсолютного значения. Свобода человека никогда не сравняется со Свободой Бога, и речь может идти лишь о включенности меньшего в рамки большего.

Поэтому любые ограничения имеет смысл выявлять и анализировать только с позиций их значимости для духовного Пути. То есть рассматривать их или как препятствия или как положительный и стимулирующий фактор для Садханы.

Слово «препятствия» технически более правильно применимо к физическому плану;

Слово «помеха» более просветляющее, когда применяется к обстоятельствам, которые через посредство астрального тела мешают видению мира Души.

Слово «рассеянность» большей частью относится к трудностям, которые одолевают человека, добивающегося успокоения ума и таким образом достигающего видения царства Души.

Трудности, создающие препятствия, следующие: Авидья (неведение), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности.

Поэтому имеет смысл напомнить основное определение: «Желание – это привязанность к объектам удовольствия» (Йога-сутры Патанджали, 2:7).