Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 829

Ибо существует также особая категория «позитивных» страхов, которые побуждают человека к систематическим духовным занятиям. Когда человек боится не попасть в Царствие Небесное, это побуждает его заниматься молитвой и самоанализом. Это служит творческим импульсом, побуждающим критически относиться к своим поступкам и даже к единичным мыслям (помыслам).

Когда человек боится гнева Бога – это тоже хорошо. Возьмем, к примеру, Ветхий Завет: в едва ли не большей его части проявлена устрашающая сила Бога. Напомню, что Господь имеет две большие группы энергий, в субъективном для человека их проявлении: устрашающую силу (Айшварья-шакти на санскрите), или энергии Божьего гнева – не путайте только Божий гнев с человеческим, ибо все это совершенно разные уровни! – и нектароносные, сладостные энергии Любви и Милости (Ананда-шакти в санскритских терминах). На примитивных уровнях развития доминируют страхи перед устрашающей силой Бога, и страх нарушить какой-то запрет или заповедь действительно оказывает действие. Но для более очищенных и развитых Душ наибольшую значимость все больше приобретают сладостные энергии Божественной благодати, нектароносные потоки Божьей Милости.

Впрочем, на более зрелых уровнях появляется еще одна довольно тонкая разновидность страха – общий страх перед возможной богооставленностью: «не оставь меня, Боже в моей земной юдоли» – молится мистик. Впрочем, эти чувства довольно сложно описать, и здесь существует немало тонких переходных оттенков.