Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 856

Благодаря Сварупа-шакти Верховный Господь всегда остается в Своей трансцендентной обители - за пределами материальных вселенных, существуя там в виде множества экспансий и форм. Инкарнации Господа (Аватары) образуются также за счет Сварупа-шакти.

Майа-шакти – внешняя энергия Веpховного Господа – это неодушевленный и материальный (вселенский, или джада) аспект Его могущества, противоположный чит-шакти. Она не может находиться в прямом контакте с Ним и имеет два аспекта: гуна-майа и джива-майа. Первый аспект состоит из трех ген (универсальных вселенских качеств, т.е. саттве, pаджас и тамас). Во время творения гуна-майа трансформируется в составные части материальной вселенной. Второй аспект – джива-майа – оказывает содействие в творении, заставляя обусловленные живые существа забыть свое истинное «я» привязывая их к материальным объектам.

Джива-шакти, или татастха-шакти (промежуточная, или пограничная энергия) проявляется как живые существа, т. е. полубоги, люди и проч.

Указанные шакти Верховного Господа неотделимы от Него. Само же творение Космоса происходит за счет внешней энергии Бога, или майа-шакти, а живые существа – за счет джива-шакти. Сваpупа-шакти, или внутренняя энергия Господа остается незатронутой материальным творением, и вот почему Верховный Господь одновременно един и отличен от Своего Творения. В этом состоит внутренняя сущность учения ачинтйа-бхедабхеда-таттвы, т. е. принципа одновременного тождества и отличия Господа от Творения. Более развернуто это учение рассмотрено в работах Свами Бхактиведанты как изложение учения Господа Чайтанйи Махапpабху, но сам этот принцип признается под иными названиями, даже в православии.