Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 897

Особо заметим, что эти моменты связаны не столько с тайностью или «эзотеричностью», равно как и вовсе не сводятся к уровням сложности практик, сколько связаны с тем фактом, что за каждой религией стоят определенные тонкие миры, эгрегоры в виде трансмифов или затомисов как небесных стран (см. «Розу Мира» Даниила Андреева). Поэтому индийская йога всегда относилась к трансмифу индуизма, китайская – к даосизму или трансцендентной пирамиде буддизма, а японская или христианская – к соответствующим эгрегорам. Понятно, что та или иная степень эзотеричности или сложности практик становятся уже второстепенными моментами на фоне этого куда более важного факта.

Западные же школы йоги, поскольку в своем большинстве они не сопровождаются соответствующей религиозной ориентацией, не относятся ни к одному трансмифу, а потому есть в значительной мере образования искусственные. А «материалистическая йога» как продукт советской эпохи, встречающийся нередко, впрочем, и на Западе, есть вообще некий монстр или духовный суррогат. Подобный ювелирным подделкам: с виду блестят, как золото, но не золото и даже не серебро.

В итоге, если западные школы йоги и могут сопоставляться с «религией», то объектом почитания в них является собственное «эго» занимающихся, и такая «религия» может называться лишь религией самопочитания, поклонением будущему личному совершенству (неоформленному и туманному, а потому в значительной степени фантазийному).