Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 898

Как хорошо известно, совершенство без познания Бога и духовного самопознания – лишь фикция и самообман. Со всеми вытекающими последствиями, прежде всего в связи с проблемой Освобождения – таким западным «йогам» еще воплощаться и воплощаться… Ибо без духовной поддержки иерархий соответствующих эгрегоров и трансмифов рассчитывать на Освобождение не приходится. Единственным исключением здесь был Будда, но следует учитывать, что Его Монада отличалась от обычных человеческих качественным образом (по данным разных школ Будда относился или к числу Монад венерианской цепи или, соответственно Бхагавата-пуране, вообще был Божественным Воплощением).

Эти самые общие моменты следует хорошо обдумать самостоятельно и четко усвоить.

Важнейшим практическим выводом отсюда следует, что занимающийся должен сначала определить свою религиозную принадлежность, и лишь затем уже подстраивать те или иные практики йогического характера, адаптируя их в соответствии с требованиями и нормами той религиозной системы и вероисповедания, к которой он имеет наибольшие склонности. Возможно, кому-то это положение может показаться чересчур жестким и даже спорным, но время рано или поздно покажет, что я здесь прав.

Оставляя на время чуть в стороне китайские практики йогического характера, остановимся сначала на основных направлениях индийской Йоги. Вся культурная и философско-религиозная жизнь Индии издавна выделяла четыре основных направления или ветви йоги: Хатха-йогу, Бхакти-йогу, Раджа-йогу и Джнана-йогу.