Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 899

Иногда это четверичное делание сводят к двум основным делениям или категориям – Хатха-йоге и Раджа-йоге, в которой относят Бхакти-йогу и Джнана-йогу.

Хатха-йога, в отличии от расхожих представлений, есть нечто большее, чем просто телесные тренировки, завязывания в узел или сидение в позе Лотоса. На энергетических уровнях она подразумевает объединение, определенную взаимную структуризацию и сплавление «солнечных» (ХА) и «лунных» (ТХА) энергий. В китайских терминах им будет соответствовать янские и иньские потоки Силы. Определенные асаны (фиксированные положения тела и принимаемые позы), равно как и энергетические подзарядки в виде Пранаям, – лишь первоначальные и сугубо технические моменты, своего рода инструментальные средства самого низшего уровня. Тогда как на высших уровнях Хатха-йога есть подлинная духовная алхимия, подразумевающая основным своим средством и наиважнейшим условием пребывание сознания в Боге (Брахмане). Система ограничительных постулатов и технических условий практик показывает, что «классическая» Хатха-йога подразумевает доминирование духовной работы на энергиях Восходящих Потоков.

Раджа-йога – есть чистая работа сознания, когда работе сознания уделяют не столько первое место в сущности, сколько делают ее первоисходным звеном тренировок любого типа. Включая самые разные частные ветви, например Бхакти-йогу: ведь последняя есть также работа сознания занимающихся прежде всего…

Поскольку Хатха-йога обычно считается йогой низших уровней, нередко говорят о Тримарга, то есть о «тройственном Пути», подразумевая и связывая Тримарга с тремя основными Йогами – Бхакти-йоге, Раджа-йоге и Джнана-йоге.