Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 907

Здесь перечислены лишь основные Йоги, на самом же деле частных учений – групп практики – намного больше. В Тибете, например, выделяют иногда так называемую Торма-йогу, или группа практики, связанных с методиками приготовления и подношения ритуального «кулича»-Тормы. В буддизме же выделяют также «шесть Йог Наропы», по имени подвижника-мудреца высочайшего уровня, куда, в свою очередь, входят несколько отдельных групп практики [см. Э-Вентц-1 и 2].

Многим людям йога представляется собранием тысяч всевозможных приемов, упражнений и психотехник, овладение которыми автоматически ведет человека к вершинам самопознания и Освобождению, и это – частично справедливое мнение.

Но в то же время, йога – это не столько то, что мы делаем, сколько то, чем мы становимся и являемся. Без осознающей личности самого йогина сама Йога как учение и система практик скорее подобна лампочке без электричества.

Увы, но это одно из наиважнейших правил может оценить лишь тот, кто уже сам занимается практиками по меньшей мере несколько лет. И тому примеры можно видеть и в китайских системах йогического характера: одно и то же движение – скажем, круговое движение рукой в Тайцзи-цюань или удар ногой в Шаолиньском кунг-фу – и ученик и Мастер могут делать внешне совершенно одинаково. Но Мастер делает это движение, пребывая сознанием в Дао (в Боге), задействуя в процессе его исполнения все семь уровней своего семеричного «Я», тогда как ученик чаще всего следит прежде за внешней правильностью в узко техническом смысле.