Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 908

Бхагавад-Гита, подразумевая под Йогой также отдельную группу наставлений, или совокупность методов общей направленности, выделяет 17 Йог, хотя в одной 6-й главе можно увидеть по меньшей мере 3-4 отдельные Йоги [Махабх-Смирн]... Немалое число Йог описано также в текстах Махабхараты [Ади-Парва; Араньякапарва].

Еще большее число видов йогических практик описано в Йога-сутре древнего мудреца Патанджали [Й-сутр-все].

Можно сказать даже более – в каждой индийской деревне своя Йога, т.к. многие важные особенности связаны еще с личностными качествами того конкретного Учителя, который, указуя своим ученикам Путь, контролирует все этапы их развития...

В то же время, как сказал как-то Шри Сатья Саи, эти различия между направлениями Йоги во многом искусственны. Ведь один и тот же плод имеет вкус, запах, вес и цвет. Нельзя говорить о запахе без вкуса, о весе без цвета и т. д.

Поэтому говорить о делениях Йоги на отдельно Бхакти-йогу, Джана-йогу или Раджа-йогу будет неправомерно. Имеет смысл их выделять лишь как определенные акценты или доминирующие стороны: например, какая возможна Бхакти-йога без развития сознания вообще, подразумевающегося в Раджа-йоге. Или каков будет смысл Джнаны (познания) без развития Бхакти, или Любви к Богу?

Поэтому основное, что следует учитывать, когда мы говорим о Йоге – это конкретные результаты, которых достиг данный конкретный практикующий в плане своего сознания.

И неслучайно этот момент так четко определен в Бхагавад-Гите. Там Шри Кришна дает следующее определение Йоги как состояния человеческого сознания: «Состояние йоги заключается в отрешенности от всякой чувственной деятельности. Закрыв все двери для чувств, сосредоточив ум на сердце и жизненный воздух /прану/ - в верхней части головы, человек погружается в йогу.» (Бхагавад-Гита 8:12).