Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 914

Кто такой «духовный Учитель»?

Что касается Йоги – в той или иной ее форме, включая сюда и даосские техники – одно правило фактически незыблемо: Учитель в Йоге необходим.

*** Что касается Учителя – здесь тоже есть две свои крайности или два полюса.

Первая крайность состоит в том, что, изначально предъявив неимоверно высокие требования к своему будущему Учителю, желающий обучения так и остается лишь с воображаемым образом такого Наставника. И на земле он не может его найти. Даже если тот будет стоять рядом, все равно его не заметят. Классический пример – история Иисуса и фарисеев: Учитель стоял рядом, но Его не приняли; иудеи хотели жить с Богом, но Божественность Иисуса так и не заметили…

Вторая крайность – суть обратный полюс, когда Учителем готовы считать любого первого встречного и подобный «ученик» готов учиться всему и у всех без разбора. Даже муравья или птицу. Последнее – не преувеличение: в связи с распространением книг К. Кастанеды иные готовы увидеть особый знак Небес даже в случайно увиденной по пути в лес собаке. Причины многих неправомерных здесь преувеличений все те же самые – чувство собственной значимости, не отслеживаемые вовремя реакции «эго», жаждущего стяжать все больше и больше и без разбора: знания, материальные и духовные ценности, целые мешки духовности… Чувство ложной многозначительности – О, это не случайно ворона пролетела! – отражает лишь помраченность ума, еще пребывающего в многочисленных иллюзиях, хотя и более тонкого порядка и более сложных по порочной своей структурированности… Православие дает таким явлениям одну точную оценку – «прельщенность», и она верна, хотя и недостаточно широка и конкретна.