Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Глава 20. Учение В. И. Ленина о коммунистическом воспитании

Творческое развитие В. И. Лениным марксистского учения о воспитании и образовании

Марксистская теория воспитания, идеологической основой которой является диалектический и исторический материализм, впервые в истории педагогики дала ясный ответ на вопрос о сущности воспитания и о значении его в жизни и развитии общества. К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что воспитание в каждую эпоху обусловлено общественными отношениями, в классовом обществе оно приобретает классовый характер.

Свое дальнейшее развитие марксистская теория воспитания получила в трудах В. И. Ленина, который неустанно разоблачал лицемерные заявления апологетов буржуазного строя о том, будто в условиях капитализма возможно равное для детей всех слоев общества воспитание и образование, школы доступны для всех и воспитание служит всему обществу. В. И. Ленин разъяснял, что в буржуазных государствах существуют фактически две системы воспитания и образования: одна для богатых, другая для бедных. И даже в тех капиталистических странах, где введено бесплатное обучение в народных школах, материальные возможности трудящихся, которые вынуждены рано заставлять своих детей работать на производстве и отвлекать их от учения, не позволяют дать им необходимого образования. Классовый характер буржуазной школы заключается и в том, что она служит интересам капиталистов, в том, что дети подвергаются в ней соответствующей идеологической обработке. В. И. Ленин признавал, что в царской России школа была превращена в орудие классового господства буржуазии, была проникнута буржуазным духом и имела целью дать капиталистам услужливых холопов и толковых рабочих. Одним из буржуазных лицемерии, указывал В. И. Ленин, является утверждение, что школа может быть вне политики. “Буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику... никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности ,— писал он.

В. И. Ленин указывал и на то, что в условиях перехода от капитализма к социализму воспитание и образование служат классовым целям пролетариата. Выступая на I Всероссийском съезде по просвещению в августе 1918 г., он говорил: “Одна из составных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведем,— дело народного образования... наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие.

Ленин развил также программные требования пролетариата по народному образованию, сформулированные основоположниками марксизма. При разработке проекта программы РСДРП, принятой на II съезде партии, он выдвинул развернутые требования рабочего класса России по вопросам народного образования: отделение церкви от государства и школы от церкви, проведение всеобщего бесплатного обязательного обучения до 16 лет, обучение на родном языке во всех районах многонациональной России.

Основные демократические начала народного образования, разработанные и обоснованные В. И. Лениным, представляли собою шаг вперед не только в сравнении с тем, что было достигнуто к тому времени в области народного образования в буржуазных странах, но и в сравнении с программными требованиями социал-демократических партий Запада. В то время как либералы и реформисты убеждали трудящиеся массы в том, что возможно улучшить их положение, включая и образование, путем реформ, В. И. Ленин указывал, что коренное изменение экономического и культурного положения трудящихся масс, состояния учебно-воспитательной работы школы возможно только революционным путем.

В период непосредственной подготовки Октябрьской социалистической революции, в мае 1917 г., В. И. Лениным были разработаны “Материалы по пересмотру партийной программы”. Исходя из задач переходного периода "от первого этапа революции ко второму, он внес существенное дополнение в программу, принятую на II съезде РСДРП: наряду с требованием отделения церкви от государства и школы от церкви В. И. Ленин подчеркнул необходимость полного государственного обеспечения светской школы, осуществления не только общего, но и политехнического образования, тесной связи обучения с общественно-производительным трудом, снабжения всех учащихся учебными пособиями за счет государства, передачи дела народного образования в руки демократических органов местного самоуправления.

В. И. Ленин не только отстаивал от извращений марксистскую теорию воспитания и образования, но и решал новые проблемы воспитания, поставленные социалистической революцией: о воспитании молодого поколения в духе социализма, о создании рабочим классом собственной интеллигенции; с предельной ясностью и глубиной Ленин раскрыл значение и роль школы в строительстве коммунистического общества.

В. И. Ленин учил, что социалистическая культура создается на основе всех достижений культуры прошлых эпох, путем критического их использования и преобразования, что пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знаний, которые “человечество выработало в обществах угнетения и эксплуатации”. В первые послеоктябрьские годы сторонники так называемого Пролеткульта объявили буржуазными все культурные ценности, созданные в предшествующие эпохи, и призывали творить “новую”, “пролетарскую культуру в полном отрыве от исторического развития человечества. В. И. Ленин, решительно осуждая теоретически неверные и политически вредные попытки пролеткультовцев создать “свою особую культуру”, подчеркивал, что марксизм завоевал себе всемирно-историческое значение как идеология революционного пролетариата тем, что он не отбросил ценнейших завоеваний прежних эпох, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в развитии человеческой, мысли и культуры. В. И. Ленин учил, что культуру нового, социалистического общества нельзя создать в стороне от столбовой дороги общечеловеческой цивилизации. “Пролетарская культура,— подчеркивал он,— не является выскочившей неизвестно откуда... Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества . В нигилистической позиции идеологов Пролеткульта В. И. Ленин справедливо усмотрел большой вред для развития социалистического народного образования, для дела воспитания и образования детей трудящихся. В. И. Ленин отстаивал и пропагандировал марксистское представление о том, что социалистическая культура и педагогика создаются в процессе критической переработки достигнутого человечеством в условиях прежних общественных отношений, что из школы прошлых времен следует взять все то, что служит интересам социализма.

Буржуазные теоретики скрывали, что имущие классы превратили “образование и науку... в орудия эксплуатации, в монополию, для того чтобы громадное большинство людей держать в рабстве. Более того, они развивали вредные мысли о том, что сначала трудящиеся должны стать культурными, а только после этого совершать революционный переворот.

В. И. Ленин говорил, что обязательной предпосылкой и основой культурного подъема народных масс является социалистическая революция, что после завоевания власти рабочим классом в стране должна осуществиться культурная революция. Одной из самых важных задач культурной революции В. И. Ленин считал распространение среди трудящихся грамотности, ликвидацию культурной отсталости так называемых национальных окраин, введение всеобщего обязательного обучения.

В. И. Ленин о вооружении молодежи научными знаниями

Чтобы успешно строить коммунистическое общество, нужны миллионы высокообразованных людей, специалистов в различных областях знаний. Построить новое общество, новую экономику, базирующуюся на самой передовой технике, без науки, без знаний нельзя. Считая, что овладение научными знаниями является необходимым условием успешного строительства коммунизма, В. И. Ленин придавал первостепенное значение обучению молодежи.

Обращаясь к молодежи на III съезде комсомола, он говорил: “Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление. и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве. Вы прекрасно понимаете, что к электрификации, неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию... надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение.

Выдвигая в качестве решающей задачи коммунистического воспитания вооружение подрастающих поколений основами современных научных знаний и коммунистическим мировоззрением, В. И. Ленин требовал, чтобы эти знания усваивались сознательно, а мировоззрение вырабатывалось самостоятельно. “Наша школа должна давать молодежи основы знания, умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей”,— говорил он. Предостерегая против зубрежки, против механического заучивания готовых научных положений и формул, Ленин призывал молодежь самостоятельно продумывать и перерабатывать в своем сознании опыт человечества, обобщенный в науках. Он осуждал дилетантство и верхоглядство и подчеркивал необходимость сознательного и глубокого усвоения основ наук.

Обращаясь к делегатам III съезда комсомола, В. И. Ленин говорил, что, отрицая старую школу и питая законную ненависть к ней, нужно на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры “поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования.

Указывая, что разрыв между теорией и практикой составлял самую отвратительную черту буржуазного общества, В. И. Ленин требовал, чтобы воспитание и образование были связаны со строительством нового общественного строя, чтобы они служили живому делу, практической работе, преобразованию общества на новых основах. Он говорил: “Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В единстве науки и труда Ленин видел величайшее преимущество советского общества: “Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы.

Ленинское учение о вооружении молодежи системой современных научных знаний получило дальнейшее развитие в решениях съездов КПСС, в практике работы советской школы.

В. И. Ленин придавал очень большое значение политехническому образованию молодого поколения. В сформулированных им пунктах программы ВКП (б), касающихся общего и политехнического образования, а также связи обучения с детским общественно-производительным трудом, В. И. Ленин определял политехническое образование как знакомство в теории и на практике со всеми главными отраслями производства.

В. И. Ленин считал необходимым вооружать учащихся знанием основ современного производства и развернул широкую программу политехнического образования, которое должно обеспечить подрастающим поколениям строителей коммунизма понимание общих научных и технических проблем современности, помочь им овладеть основами агрономии для ведения сельского хозяйства. В качестве ближайших мер, ведущих к осуществлению политехнического образования, В. И. Ленин рекомендовал организацию экскурсий на электростанции, промышленные предприятия, в совхозы, устройство политехнических музеев и т. д. Ленин рассматривал осуществление политехнического образования в тесной связи с изучением основ наук как составную часть общего образования. Политехническое образование, указывал он, содействует всестороннему развитию молодежи. К мысли о необходимости соединения обучения молодежи с их производственным трудом Ленин не раз возвращался в своих выступлениях. Он постоянно указывал, что в социалистическом обществе должен быть новый, сознательный подход к труду и что каждый гражданин этого общества должен уметь заниматься и умственным, и физическим трудом. Участие школьников в совместном труде со взрослыми он рассматривал как важнейший фактор их коммунистического воспитания. В. И. Ленин настаивал, чтобы члены Союза коммунистической молодежи постоянно трудились для общей пользы.

В. И. Ленин о воспитании молодежи в духе коммунистической морали

Впервые научное объяснение сущности морали и ее роли в жизни и развитии общества дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они доказали, что моральные требования и нормы, которым подчиняются люди, отражают характер общественного строя, в котором они живут, что при капитализме наряду с буржуазной моралью развивается и пролетарская мораль, в основе которой лежит борьба за уничтожение капиталистического строя и за создание социалистического общества. Но против распространения пролетарской морали направлены все средства идеологического воздействия со стороны господствующих классов и государственной власти. Поэтому решающим условием ее развития и воспитания всех трудящихся в духе пролетарской морали является социалистическая революция.

После победы социалистической революции формируется коммунистическая мораль, которая отражает интересы рабочего класса и всех трудящихся, борющихся против угнетения и эксплуатации, за победу бесклассового общества. В новом обществе подрастающие поколения должны воспитываться в духе коммунистической морали, советского патриотизма и интернационализма, социалистического отношения к труду, к общественной собственности, должны учиться правилам коммунистического общежития.

Классическую характеристику сущности коммунистической морали В. И. Ленин дал в своей исторической речи на III съезде РКСМ, он разоблачил до конца попытки врагов рабочего класса приписать марксизму отрицание нравственности. “Часто представляют дело таким образом,— писал Ленин,— что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это — способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам.

Разоблачая клеветнический и лживый характер таких измышлений, В. И. Ленин говорил о коренном, принципиальном отличии коммунистической нравственности от нравственности буржуазной. Обнажая сущность лицемерной буржуазной морали, он указывал, что в капиталистическом обществе, где интересы капиталистов и трудящихся не совпадают, а противостоят друг другу, буржуазной морали противостоит коммунистическая, которая “служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда”. “Нравственность,— писал В. И. Ленин,— это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов”.

В. И. Ленин придавал огромное значение идейной направленности воспитания. “Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали”,— писал он. Он указывал, что люди коммунистического мировоззрения формируются в активной борьбе за установление нового общества, в борьбе против всех частнособственнических традиций и предрассудков. Этой борьбе и должно быть подчинено воспитание советской молодежи.

Составной частью коммунистического воспитания является воспитание в духе социалистического гуманизма, вобравшего в себя лучшие традиции человечества. Члены социалистического общества должны с уважением, чутко относиться друг к другу, к товарищам по борьбе, быть готовыми помочь каждому, попавшему в беду, они должны сочувствовать всем людям труда, защищать их от произвола, зла и насилия. Коммунистическое воспитание требует от каждого активного участия в борьбе с нравственными пороками, пережитками, аморальными проявлениями.

Огромное значение в деле нравственного воспитания подрастающего поколения В. И. Ленин придавал воспитанию социалистического патриотизма. Во всех своих обращениях к молодежи, выступлениях перед учителями он развивал идею бескорыстного служения Родине, защиты ее от врагов, преданности интересам советского народа.

Советский патриотизм несовместим с какими бы то ни было проявлениями расовых и национальных предрассудков, он органически сочетается с глубоким чувством ответственности советского народа за исторические судьбы народов всего мира. Воспитание любви к Родине должно быть тесно связано с воспитанием пролетарского интернационализма, братской солидарности с трудящимися всех стран, борющимися против империализма и колониализма, строящими социализм.

Решающую роль в коммунистическом воспитании молодого поколения В. И. Ленин отводил школе.

В. И. Ленин постоянно указывал на то, что детям и молодежи необходимо с ранних лет прививать любовь к труду, призывал молодежь к трудовому участию в строительстве нового общества. Надо, писал Ленин, чтобы “каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую”. “Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами”,— говорил он в своей речи на III съезде комсомола. Ленин призвал Союз молодежи стать инициатором дела воспитания всего подрастающего поколения с ранних лет в сознательном и дисциплинированном труде.

Для советского человека труд не может быть тяжелой повинностью, считал Ленин, а должен стать делом привычки, сознательного убеждения, здоровой органической потребностью.

Коммунистическое воспитание, учил В. И. Ленин, есть прежде воспитание сознательной дисциплины. Считая, что каждый участник социалистического строительства должен быть дисциплинированным, самостоятельным, инициативным и организованным, В. И. Ленин говорил о необходимости воспитывать эти качества в советских людях с ранних лет.

В задачи нравственного воспитания советских людей В. И. Ленин включал также формирование чувства коллективизма, чувства дружбы и товарищества.

В. И. Ленин об учителе и воспитателе

В. И. Ленин в своих трудах неоднократно высказывал мысль о том, что деятельность учительства в условиях советского строя составляет органическую часть строительства социалистического общества, имеет важнейшее значение. В работах, написанных в первые годы Советской власти, он указывал на выдающуюся роль учителей и воспитателей в укреплении и развитии советского строя.

В июне 1918 г. в речи на Всероссийском съезде учителей-интернационалистов В. И. Ленин говорил: “Учительская армия должна доставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся.

В обращении к IV съезду работников просвещения в 1922 г. Ленин указывал, что главнейшей задачей учительства является подготовка молодого поколения к строительству новой жизни. Как руководитель первого в мире государства рабочих и крестьян он постоянно ставил перед партией и органами Советской власти задачи повышения авторитета народного учителя путем разъяснения трудящимся его почетной и ответственной роли и создания всех необходимых условий для его работы. В “Страничках из дневника Ленин писал: “Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. В. И. Ленин указывал на необходимость систематической работы по идейно-политическому воспитанию учительства, а также улучшения его материального положения.

Коммунистическая партия постоянно выполняет эти ленинские заветы. Учитель в нашей стране пользуется большим почетом и уважением со стороны народа, получает высокие награды. Лучшие, передовые учителя избираются народными депутатами в Советы; за долголетнюю работу и высокое педагогическое мастерство учителям присваивается звание заслуженного учителя республики и народного учителя СССР.

О роли женщин в социалистическом строительстве, об общественном воспитании детей

В статье “Советская власть и положение женщины В. И. Ленин указывал, что, в то время как до Великой Октябрьской социалистической революции ни одна буржуазная страна не дала женщине полного равенства с мужчиной, в Советском государстве после завоевания в 1917 г. пролетариатом политической власти положение женщин резко изменилось. “За два года Советская власть,— писал В. И. Ленин,— ... сделала для освобождения женщины, для равенства ее с “сильным полом столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещенные, “демократические республики всего мира. С гневным возмущением В. И. Ленин называл “неслыханно-подлыми, отвратительно-грязными, зверски-грубыми существующие в буржуазных государствах законы “о неравенстве женщины, о неравенстве внебрачного ребенка с “законнорожденным”, о привилегиях для мужчины, об унижении и оскорблении для женщины. Он подчеркивал, что только Советская власть отменила все эти законы и установила полное равноправие женщины с мужчиной.

В. И. Ленин призывал трудящихся женщин к активному участию в политической жизни, в коммунистическом переустройстве общества. В раскрепощении женщины и всестороннем ее участии в переустройстве общества он видел настоящее равноправие женщины с мужчиной, подлинное социалистическое разрешение женского вопроса.

В. И. Ленин не противопоставлял активное участие женщины в социалистическом строительстве ее роли как воспитательницы своих детей. Наоборот, он рассматривал материнство как священный долг женщины. Важнейшая обязанность советской семьи — воспитание детей в духе коммунизма. Отношения мужа и жены в советском обществе являются не только их личным делом. Советское общество кровно заинтересовано в расцвете и укреплении семьи. Выполняя ленинские заветы, оно окружает женщину-мать государственной заботой, почетом, уважением, охраняет интересы матери и ребенка.

С первых дней Советской власти В. И. Ленин уделял внимание учреждениям дошкольного воспитания. Называя их “ростками коммунизма”, он придавал им большое значение в деле раскрепощения женщины и коммунистическом воспитании детей. Ленин подчеркивал, что детские сады “на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и в общественной жизни. Он требовал, чтобы в деле создания детских садов принимали участие все советские учреждения и организации и сами женщины. “Сами женщины-работницы,— говорил он,— должны заботиться о развитии таких учреждений, и эта деятельность женщины приведет к полной перемене ее старого положения при капиталистическом обществе.

Учение Ленина о школе, о коммунистическом воспитании подрастающего поколения, вовлечении женщин в социалистическое строительство, о советских детских садах как “ростках коммунизма является для Советского государства программой дальнейшего развития школьного и дошкольного дела.