Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Глава 28. Школа, педагогика и дошкольное воспитание в период развитого социализма

РАЗВИТИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

На проходившем в 1958 г. внеочередном XXI съезде КПСС были предусмотрены важные мероприятия в области народного образования, подготовки кадров высшей квалификации для всех отраслей народного хозяйства, расширение сети культурных учреждений и создание больших возможностей удовлетворения материальных и культурных запросов советских людей.

В соответствии с решениями съезда Верховный Совет СССР принял 24 декабря 1958 г. закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”. Одним из его важнейших положений было введение в нашей стране всеобщего обязательного восьмилетнего образования. Большая работа, которую провели органы народного образования по реорганизации школьной сети и расстановке педагогических кадров, позволила уже к 1962/63 учебному году все семилетние школы реорганизовать в восьмилетние. Значительно усилилось политехническое направление полной средней школы (IX—XI классы); были предусмотрены меры по развитию школ для работающей молодежи. Особое внимание уделялось работе городских и сельских профессионально-технических училищ.

Принятая в 1961 г. на XXII съезде партии Программа КПСС поставила задачу перехода к всеобщему среднему образованию, что позволило бы значительно поднять общий культурный уровень всего советского народа. В Программе подчеркивалось, что “особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения.

В целях совершенствования школы в условиях развитого социализма ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали 10 ноября 1966 г. постановление “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы”, В этом документе предусматривались мероприятия по укреплению материально-технической базы школ, по рационализации школьной сети, определялась роль различных типов учебных заведений в осуществлении всеобщего среднего образования. Постановление наметило конкретные меры по улучшению работы школы, было решено: 1) перейти к систематическому изучению предметов с четвертого года обучения, ограничив тем самым курс начальной школы тремя классами; 2) “для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся”; 3) на основе имеющегося опыта организовать школы и классы с углубленным теоретическим и практическим изучением в старших классах отдельных дисциплин.

В том же 1966 г. Академия педагогических наук РСФСР была преобразована в общесоюзный научный центр — Академию педагогических наук СССР. Этим мероприятием подчеркивалась большая роль педагогической науки в развитии советского общества, в решении важнейшей задачи, стоящей перед всеми педагогами страны, — воспитании строителей коммунизма, повышении культурного и образовательного уровня советских людей. Состоявшийся в 1971 г. XXIV съезд КПСС наметил переход к новому этапу осуществления всеобщего обучения в стране.

В Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы было записано: “... последовательно повышать уровень образования и квалификации трудящихся, завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи...”. Это было продиктовано потребностями экономического и научно-технического прогресса социализма.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы”. Этим постановлением завершалась целая система мероприятии Коммунистической партии и Советского правительства по реализации ленинского плана введения всеобщего обязательного среднего образования в СССР. Вот основные этапы осуществления этого плана: 1930 г. — введение всеобщего обязательного начального обучения; 1949 г. — введение всеобщего обязательного 7-летнего образования; 1958 г. — введение всеобщего обязательного 8-летнего образования; 1972 г. — введение всеобщего среднего обязательного образования.

Основные принципы организации и деятельности учреждений системы народного образования СССР "были закреплены в утвержденных в 1973 г. и введенных в действие с 1 января 1974 г. “Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”.

Согласно этому документу в систему народного образования СССР включены: дошкольное, воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование.

Основными принципами народного образования СССР являются:

1) равенство всех народов СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения;

2) обязательность образования для всех детей и подростков;

3) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений;

4) свобода выбора языка обучения; обучение на родном языке или на языке другого народа СССР;

5) бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи;

6) единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим;

7) единство обучения и коммунистического воспитания;

8) сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства;

9) научный характер образования, постоянное совершенствование его содержания на основе новейших достижений науки, техники, культуры; обеспечение гуманистического и нравственного характера образования и воспитания; светский характер образования, исключающий влияние религии.

После 1958 г. значительно возросло число групп и школ продленного дня. Этому способствовало также специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. о необходимости оказания большей помощи семье в воспитании детей. Рост числа групп и школ продленного дня хорошо виден из следующей таблицы:

Учебный год
Число групп и школ продленного дня (в тыс.)
Число учащихся в них (в тыс.)
1959/60
5,1
157
1960/61
11,7
611
1966/67
42,8
3015
1975/76
74,5
7321

Большое внимание партия и правительство уделяли обучению работающей молодежи. 5 ноября 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление “Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей, недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи — вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах”. Целенаправленная деятельность государства по предоставлению трудящимся широкой возможности получения среднего образования способствовала значительному росту количества учащихся в школах для работающей молодежи. Например, в 1958/59 учебном году в школах работающей молодежи было 1,9 млн. учащихся, а в 1975/76 учебном году — уже 5,0 млн. учащихся.

Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли заботу об успешном и планомерном развитии высшей школы СССР. Предприятиям и учреждениям было дано право направлять передовиков производства в вузы с предоставлением им определенных льгот при поступлении и повышенной стипендии. В целях более широкого привлечения в вузы рабочей и сельской молодежи, для более гармоничного развития социальной структуры советского общества в 1969 г. было принято постановление о создании подготовительных отделений при высших учебных заведениях, ведущих обучение по дневной, вечерней и заочной форме обучения. На подготовительные отделения принимаются лица с законченным средним образованием из числа передовых рабочих, колхозников и демобилизованных из рядов Советской Армии. Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на первый курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР обратили внимание партийных и советских органов на особую важность работы по дальнейшему повышению уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, более широкому привлечению ее в высшие учебные заведения.

Начиная с 1958 г. ускоренно развивается система профессионально-технического обучения молодежи, подготовки высококвалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства. Очень перспективным оказалось создание средних профессионально-технических училищ, в которых молодежь получает одновременно основательную профессиональную подготовку и полное общее среднее образование.

За годы Советской власти наш народ достиг грандиозных успехов в развитии культуры, науки и народного образования. Право каждого советского человека на образование закреплено в новой Конституции (Основном Законе) СССР, принятой в 1977 г. Ст. 45 Конституции СССР гласит: “Граждане СССР имеют право на образование”.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования”.

Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство последовательно проводили меры по реализации положений XXV съезда КПСС и Конституции СССР, направленных на совершенствование обучения и воспитания подрастающих поколений. Важнейшее значение для всех учебно-воспитательных заведений страны имеет принятое в декабре 1977 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду”. В постановлении были высоко оценены успехи советской школы, но вместе с тем отмечалось, что в ряде случаев школьные программы и учебники перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, сковывающими развитие у учащихся навыков самостоятельной творческой работы. Указывалось, что недостаточно используются возможности урока и недостаточно последовательно осуществляется принцип органического единства обучения и воспитания. В постановлении были сформулированы задачи совершенствования всех сторон учебно-воспитательного процесса. Особое внимание было обращено на улучшение воспитательной работы, и в первую очередь на подготовку молодежи к труду в сфере материального производства. Это требует серьезной работы по профессиональной ориентации, что должно быть обеспечено целым комплексом специальных мер: установлением постоянной связи школ с близлежащими предприятиями для участия школьников в общественно полезном труде; увеличением числа часов на трудовое обучение в старших классах; улучшением системы комплектования девятых классов средних школ и ПТУ на базе комплексных планов республик, краев и областей; укреплением школы кадрами учителей трудового обучения. Постановлением предусмотрено введение в штаты районных (городских) отделов народного образования дополнительной должности инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.

Для организации работы по профессиональной ориентации при средних школах были созданы специальные учебно-методические кабинеты. Соответствующие комиссии, имеющие целью содействовать трудовому устройству и профессиональной ориентации выпускников, создаются при исполкомах Советов народных депутатов. Предусмотрен ряд мер по улучшению подготовки учителей и воспитателей. Для поощрения лучших учителей устанавливается высокое почетное звание “Народный учитель СССР”.

Особо отмечена необходимость повсеместной организации педагогического просвещения родителей, укрепления связи между школой, семьей и общественностью.

Для реализации намеченной XXV съездом КПСС и Конституцией СССР программы развития социалистической школы в январе 1978 г. было принято постановление о бесплатном снабжении учащихся учебниками, что имеет важное социальное и воспитательное значение.

XXVI съезд КПСС, состоявшийся в феврале — марте 1981 г., поставил перед советским народом задачу “обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих”. Особое внимание съезд уделил совершенствованию форм и методов трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Перед органами народного образования поставлена задача создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Предусмотрено к 1986 г. довести число учащихся в школах (группах) с продленным днем до 13,5—14 млн. Завершится обеспечение бесплатными учебниками учащихся общеобразовательных школ.

В одиннадцатой пятилетке предусматривается дальнейший рост системы профессионально-технического обучения: за 1981—1985 гг. в этих учебных заведениях планируется подготовить 13 млн. квалифицированных рабочих. Число учащихся в ПТУ, дающих наряду с профессиональным и среднее образование, увеличится на 1,6 раза. Запланировано подготовить примерно 10 млн. специалистов со средним специальным и высшим образованием.

Педагогические взгляды и деятельность В. А. Сухомлинского

Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918—1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В. А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Основное внимание в своей деятельности В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности.

Активный последователь и продолжатель идей А. С. Макаренко В. А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад.

Глубоко и оригинально разрабатывал В. А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы” В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Особенно популярной во всем мире стала книга В. А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Деятельность В. А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста”. Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. “Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде”. В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.

Значение развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: “Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием.

Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.

Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется “Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”, принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках.

Вопросы развития дошкольных учреждении как учреждении государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами-хозяйственного строительства.

В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов народных депутатов постоянно держат под контролем развитие и функционирование сети детских воспитательных учреждений, быстрее решаются все проблемы, в том числе полнее удовлетворяются интересы и потребности населения в них. Характерно в этом плане движение, начатое в 1976 г. газетой “Известия по инициативе группы женщин-депутатов. “Известия стали контролировать ввод в строй новых дошкольных учреждений по республикам, краям и областям. Это начинание способствовало успешному выполнению намеченных планов.

Много делают в этом направлении и избираемые с 1976 г. Верховными Советами республик Комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Постоянное всеобщее внимание, уделяемое в СССР дошкольному воспитанию, привело к значительному росту числа детских учреждений, увеличению количества детей в них:

Годы
Число детских садов и яслей-садов (в тыс.)
Число детей в них (в млн.)
1958
36,8
2,4
1960
43,6
3,1
1965
67,5
6,12
1975
99,4
10,5

Большое значение придается развитию дошкольных учреждений на селе. В 1973 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление “О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах”, в котором поставлена задача в ближайшие годы максимально удовлетворить потребности колхозников в дошкольных учреждениях, намечены мероприятия по развитию материальной базы, улучшению методического руководства и обеспечению детских садов педагогическими кадрами.

Широкое движение за улучшение общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности развернуто в последние годы. Большую роль здесь играет Всесоюзный смотр колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания, который проводится совместно министерствами просвещения и здравоохранения.

В результате проводимых мероприятий резко возросло число сельских дошкольных учреждений и количество детей в них:

Годы
Число детских садов и яслей (в тыс.)
Число детей в них (в тыс.)
1958
12,5
408
1960
14,9
565
1965
25,2
1207
1975
45,8
2403

Коммунистическая партия и Советское правительство считают заботу о всестороннем развитии и воспитании подрастающих поколений одной из важнейших государственных задач. Про грамма КПСС поставила задачу “обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил”.

На XXVI съезде КПСС говорилось о дальнейшем расширении сети детских дошкольных учреждений. В одиннадцатой пятилетке намечено построить дошкольных учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест.

Запланированы специальные меры по улучшению труда и быта работающих женщин-матерей. Им будет предоставлена возможность работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, по скользящему графику, а также на дому. Для работающих женщин вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Намечено расширение льгот, связанных с рождением и воспитанием детей, в том числе единовременные пособия, дополнительные отпуска от 3 до 9 дней и другие.

Содержание воспитательно-образовательной работы в детских садах

На новом этапе развития социалистического общества стало необходимым по-новому рассматривать вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей. В соответствии с постановлением “О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста” требовалось разработать единую систему, обеспечивающую систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу.

В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров при Академии педагогических наук РСФСР был организован Институт дошкольного воспитания, который, проводя исследования в области дошкольного воспитания, обобщает передовой опыт, совершенствует содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.

Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР на Академию педагогических наук РСФСР была возложена задача разработать совместно с Академией медицинских наук СССР единую программу воспитания детей дошкольного возраста.

“Программа воспитания в детском саду разрабатывалась на основе многолетних исследований и обобщения практического опыта работы детских садов. Это первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. До утверждения программы ее проект подвергся практической проверке и широкому обсуждению работниками яслей, детских садов и различных научно-исследовательских учреждений.

В новой программе в отличие от ранее издаваемых “Руководств...” программные требования отделены от методических указаний. Программные задачи рассчитаны на осуществление в процессе детской деятельности в играх, на занятиях, в быту, в доступных детям формах трудовой деятельности. В программе определен круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению детьми на разных возрастных этапах, а также дана характеристика качеств личности, которые должны быть воспитаны. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста — рассматривается не только как средство воспитания, но и как форма организации жизни детей.

Большое внимание составители программы уделяют трудовому воспитанию детей. В программе показано значение труда как средства воспитания детей, поднято значение всех видов труда, показано последовательное усложнение трудовой деятельности детей в соответствии с их возрастными возможностями.

В программе выделена подготовительная к школе группа — дети седьмого года жизни. Поскольку они уже могут овладевать более сложными знаниями и навыками, в том числе чтением и письмом, к ним можно предъявлять большие требования и этим лучше готовить к школе. В программе устанавливалась преемственность в работе с детьми разных возрастных групп.

С осени 1963 г. все дошкольные учреждения стали переходить на работу по новой программе. Аналогичные программы были подготовлены и изданы в различных союзных республиках с учетом национальных особенностей и специфики развития детских учреждений в этих республиках.

Работа по новой программе потребовала от воспитателя умений более четко организовывать занятия с детьми, удобно и целесообразно располагать учебное оборудование, игрушки и материалы, продумывать режим дня, обеспечивая постепенный переход от одного вида деятельности к другому, выделяя время для самостоятельных игр детей. Все это возможно только при согласованной и слаженной работе всего коллектива работников детского сада.

С каждым годом все больше детей приходят в первые классы из дошкольных учреждений. В крупных городах первоклассники — бывшие воспитанники детских садов составляют 60—70%. Обычно они имеют более высокой уровень развития. У них больший запас элементарных знаний об окружающем, они лучше умеют отвечать на задаваемые вопросы, могут логично рассказывать, знают стихи и песни, активны в играх и различных видах общественно полезного труда. У выпускников детского сада сформированы ценные навыки коллективизма, интереса к чтению и занятиям музыкой, любовь к природе.

В связи с изменением школьных программ в начале 70-х годов была пересмотрена и усовершенствована “Программа воспитания в детском саду”. В новом варианте программы использованы достижения последних лет в области физиологии, психологии, педагогики. Практика доказала, что в дошкольном возрасте происходит не только усвоение большого количества знаний и умений, но и интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, от которого во многом зависит будущее ребенка. Было установлено, что потенциальные возможности детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось до сих пор.

При пересмотре и совершенствовании программы учитывались враждебно-гигиенические данные о границах физической и умственной работоспособности растущего детского организма. Исходя из этого были внесены изменения и в содержание воспитательной работы.

Расширена программа физического воспитания. Особое внимание уделено формированию начатков учебной деятельности, умению учиться. В программу внесены дополнения и усовершенствования в области нравственного воспитания, педагогического руководства детским творчеством, художественной самодеятельностью.

Более полно и последовательно рассматривается сенсорное воспитание, которое создает основу для всего последующего интеллектуального развития ребенка; богаче стало содержание программы по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, с тем чтобы научить ребенка элементарным мыслительным операциям.

Новая программа продолжает традиции советской педагогики, имеющей целью всестороннее гармоническое развитие детей, и предлагает некоторую специальную подготовку их к дальнейшему обучению в школе (пропедевтика грамоты, начала математического развития, подготовка руки к письму, формирование навыков учебной деятельности). Задачи всестороннего развития и специальной подготовки к школе представлены в программе в неразрывном единстве. Так, например, чтобы обеспечить необходимое умственное развитие детей, в программе подготовительной к школе группы акцентировано внимание на формировании у дошкольников познавательных интересов, любознательности, развитии интеллектуальных навыков и умений (наблюдать, сравнивать, понимать простейшие причинно-следственные связи и зависимости в природе и обществе) на общегрупповых занятиях и в повседневной жизни. Четче, последовательнее сформулированы программные задачи нравственного воспитания (формирование навыков и привычек культурного поведения, отношений в коллективе, построенных на гуманной основе), воспитания у ребят трудолюбия.

Подготовка к обучению грамоте, не сводится в программе лишь к чтению элементарных текстов, а связана с обогащением словаря, развитием связной речи, фонематического слуха, т. е. умения ребенка ориентироваться в звуковом составе слова.

В последние годы особенно интенсивно проводятся педагогические исследования по проблеме “Содержание и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста”. Теоретическая работа в области нравственного воспитания, проведенная Институтом дошкольного воспитания АПН СССР, позволила более детально определить содержание нравственного воспитания детей: формирование взаимоотношений детей между собой и со взрослыми; воспитание коллективизма и других сложных моральных качеств, в основе которых лежат представления о советском обществе. Работу по нравственному воспитанию детей следует проводить, указано в программе, в процессе различных видов их деятельности: в игре, труде, на занятиях, в быту.

Экспериментальный материал убедительно показал необходимость определенной этапности при формировании у детей нравственных чувств, привычек поведения, отношений друг с другом и со взрослыми. В течение всего дошкольного возраста необходимо усилить внимание к формированию у ребят в повседневной жизни, в характерной для маленьких детей деятельности форм поведения и моральных привычек в единстве с их эмоциональным развитием и развитием осознанного отношения к нормам и правилам поведения.

В результате коллективных исследований вышли работы “Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста” (1968) и “Нравственное воспитание дошкольников” (младший и средний возраст) (1972), в которых показаны пути формирования дружеских отношений в детском коллективе, воспитания у детей самостоятельности, трудолюбия, взаимопомощи и бережливости.

Актуальной темой научных исследований стали вопросы подготовки детей к школе, основное внимание в них уделяется вопросам развития речи, элементарных математических представлений.

Большое значение для развития дошкольного воспитания имеют исследования по проблеме “Эстетическое воспитание дошкольников”, при этом основными направлениями исследований являются: роль обучения и педагогического руководства самостоятельной деятельностью детей в области художественного творчества, организация художественной деятельности детей в целях их эстетического воспитания, особенности и возможности обучения детей старшей группы детского сада изобразительной, музыкальной, художественной деятельности и т. д. Выбор указанных направлений исследований мотивируется как запросами практики, так и необходимостью борьбы с концепциями спонтанного развития творческих художественных способностей ребенка, до сих пор широко распространенными в ряде зарубежных психологических и педагогических исследований.

Традиционными стали в нашей стране Всесоюзные педагогические чтения. Они являются ведущей формой обмена передовым опытом работы педагогических коллективов, смотром их достижений. Педчтения способствуют повышению уровня учебно-воспитательной работы во всех звеньях системы народного образования. Темами педагогических чтений могут быть самые различные стороны воспитания детей. Чтения проводятся в различных городах нашей страны. Материалы педагогических чтений показывают значительный рост теоретической и методической подготовленности работников детских садов, их умений анализировать и обобщать опыт работы, находить новые пути решения важных вопросов воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.

Начиная с 1959 г. систематически раз в три года проводятся международные семинары для обсуждения задач общественного воспитания детей дошкольного возраста, его принципов, программ, форм и методов воспитания и обучения. В работе семинаров принимают участие педагоги, научные работники и практики из стран социалистического лагеря. Первый международный семинар по дошкольному воспитанию состоялся в Москве в 1959 г. На нем были рассмотрены общие вопросы дошкольного воспитания в СССР и в странах социалистического лагеря, воспитание и формирование личности ребенка-дошкольника и ряд других вопросов. Особое внимание на семинаре было уделено вопросам трудового воспитания, обучению в детском саду, затрагивались вопросы игры, подготовки кадров дошкольных работников. Московский семинар положил начало тесным контактам дошкольных работников стран социалистического лагеря. Второй семинар состоялся в 1962 г. в Чехословакии. Темой его была “Подготовка детей к поступлению в общеобразовательную школу”. С тех пор международные семинары педагогов стран социалистического содружества проводятся регулярно. Они вносят ценный вклад в развитие марксистской педагогики.